Можно ли так сказать в непринужденной речи? Докажите пра­ вильность своего ответа. Приводим объяснение, написанное на елочной игрушке «хлопушка».

«Пользоваться хлопушкой разрешается на расстоянии 1,5 метра от сгораемых предметов. Предназначена для пользования взрослым». Взять нитку правой рукой и сделать вертикальный рынок».

2. Какбы вы передали содержание этого текста в непринужденной
беседе людей, прогуливающихся вдоль моря.

Образец: Какие облака красивые// Будто плывут!

А небо такое только вечером бывает// И облака уже тем­ные//


Красивые темные облака плывут по вечернему небу. Последние лучи заходящего солнца освещает берег моря, широкую полосу песка, окайм­ленного мелкими кустиками, за которыми высятся стройные ряды высо­ких сосен.

3. Отметьте явления, характерные для морфологии разговорной речи.
1. У нас была одна знакомая/ пенхиатресса// 2. Представляешь/ она

опытная агрономша/ давно работает// 3. Я обед готовь Можно ли так сказать в непринужденной речи? Докажите пра­ вильность своего ответа. Приводим объяснение, написанное на елочной игрушке «хлопушка»./ а ты в кино пой­дешь? 4. Расскажи что они там напридумали// 5. Они этими свечками потолок закапчивают//

4. Объясните значение выделенных слов.

1. Платье/ ничего// А тебе нравится? 2. А: Погода не ахЦ Б: Гу­лять все равно приятно// 3. А: Как тебе суп? Мне/ так себе// Б: А мне ничего// 4. А: Виноград не очень? Б: Нет/ сладкий// 5. А: По-моему ар­буз того// Б: Думаете прокис? 6. Я ехал в машине// На левом повороте выскочил/ и в дерево/ бах/f 7. Я сегодня по правде говоря/ несколько того// У меня была масса всяких дел/ но уже сил нет их делать//

ЛИТЕРАТУРА

1. Столярова Э. А. Распределение и Можно ли так сказать в непринужденной речи? Докажите пра­ вильность своего ответа. Приводим объяснение, написанное на елочной игрушке «хлопушка». санкционирование грамматических
классов слов в русской разговорной речи. Дне. на соиск. учен, степе­
ни канд. филол. наук. Саратов, 1972.

2. Гайсина Р. М. Средства речевого контакта в современном русском
языке. Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. филол. наук. Са­
ратов, 1967.

3. Русская разговорная речь. М., 1973.

4. Вишнякова Т. А. Некоторые количественные характеристики русской
разговорной речи. Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд, филол.
наук. М., 1967.

5. Власенко Т. Г. Функциональная характеристика падежа существи­
тельного в немецкой разговорной речи. — В кн.: Вопросы строя не­
мецкой речи. Владимир, 1975, вып. 5.

6. Золотова Г. А. О характере нормы в синтаксисе.— В кн.: Синтаксис
и норма. JVL, 1974.

7. Янко-Триницкая Н. А. Наименование лиц Можно ли так сказать в непринужденной речи? Докажите пра­ вильность своего ответа. Приводим объяснение, написанное на елочной игрушке «хлопушка». женского пола существи­
тельными женского и мужского рода. — В кн.: Развитие словообразо­
вания современного русского языка. М., 1966.

8. Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. М., 1976.

9. Морен М. К., Тстеревникова Н. Н. Стилистика современного француз­
ского языка. М., 1960.

10. Столярова Э. А. Распределение и функционирование грамматических
классов слов в русской разговорной речи. Автореф. дис. на соиск.
учен, степени канд. филол. наук. Саратов, 1972.

11. Красильникова Е. В. Наблюдения над морфологией русской разго­
ворной речи (противопоставление имени и глагола). Автореф. дис. на
сопск. учен, степени канд. филол. наук. М., 1971.

12. КрасиЯьникова Е. В. Изучение морфологии разговорной речи как си­
стемы.— В сб.: Русская* разговорная речь. Саратов, 1970.

13. Сиротинина О Можно ли так сказать в непринужденной речи? Докажите пра­ вильность своего ответа. Приводим объяснение, написанное на елочной игрушке «хлопушка».. Б. Современная разговорная речь и ее особенности.
М , 1974

14. Виноградов В. В. Русский яшк 2-е нзд М., 1972.

15. Прокуровская Н. А. I (^знаменательная лексика в русской разговор­
ной речи (состав и функции). Лотореф. дне. па соиск. учен степени
канд. фшол. наук. Саратов, 1977.




16. Николаева Т. М. Новое направление в изучении спонтанной речи (об­
зор).— Вопросы языкознания, 1970, №3.

17. Шведова Н. Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. М.
1960.

18. Знаменская А. В. Частица и в современном русском языке. — Учен.
зап. Смоленск, пед. ин-та. Смоленск, 1964, вып. 13, ч. 1.

19. Васильева А. Н. Частицы разговорной речи. М., 1964.

20. Прокуровская Н. А. Некоторые особенности употребления частицы
вот в устной разговорной речи. — В кн Можно ли так сказать в непринужденной речи? Докажите пра­ вильность своего ответа. Приводим объяснение, написанное на елочной игрушке «хлопушка»..: Вопросы стилистики. Сара­
тов, 1974, вып. 8.

21. Грамматика современного русского литературного языка/Под ред.
Н. Ю. Шведовой. М., 1970.

22. Балли Ш. Французская стилистика. М., 1961.

23. Панов М. В. О частях речи в русском языке. — Филологические нау­
ки. 1960, №4.

24. Валимова Г. В. Функциональные типы предложений в современном
русском языке. Ростов н/Д., 1967.

25. Куприянов В. Ф, Нечленимые предложения в современном русском
языке. Автореф. дис. на сонск. учен, степени канд. фштол. наук. М.,
1968.

26. Куприянов В. Ф. Фразеологизмы-комм>ннкатнвы в современном рус­
ском языке. (Состав фразеологизмов-коммуннкативов.) Владимир,
1975.

27. Реформатский А. А. Глагольные формы типа хлоп. — Известия АН
СССР. Отделение литературы и языка. М., 1963, вып. 2-

28. Пгшковский А, М. Русский синтаксис Можно ли так сказать в непринужденной речи? Докажите пра­ вильность своего ответа. Приводим объяснение, написанное на елочной игрушке «хлопушка». в научном освещении. 4-е изд.
М., 1934.

29. Поливанов Е. Д. По поводу звуковых жестов японского языка. —
В кн.: Поливанов Б. Д. Статьи по общему языкознанию. М., 1968.

30. Шахматов А. А. Синтаксис русского языка. Л., 1941.

31. Потебня А. А. Из записок по русской грамматике. М.; Л., 1941, т. 4.

32. Яцюк Т. А. Омонимия частиц со словами других частей речи совре­
менного русского языка. Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд.
фнлол. наук. Ташкент, 1978.

33 Мельников Е, И. Иноязычные заимствования в русском языке, отно­сящиеся к неизменяемым прилагательным. — Ceskoslovenska rusisti-ka, 1978, № 4, с. 159—166.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Русская разговорная речь. М., 1973, гл. «Морфология».

Сиротинина О. Б. Современная разговорная речь и ее Можно ли так сказать в непринужденной речи? Докажите пра­ вильность своего ответа. Приводим объяснение, написанное на елочной игрушке «хлопушка». особенности. М, 1974, гл. V.

Клочкова Э. А. О распределении классов слов в живой разговорной ре­чи.— В кн.: Вопросы стилистики. Саратов, 1969, вып. 3.

Васильева Л. Н. Курс лекций по стилистике русского языка. М., 1976, тема 8.

Рз'сский язык и советское общество. Морфология современного русского литературного языка/Под ред. М. В. Панова. М., 1968.


Глава IV

Словообразование

разговорной

речи

Словообразование разговорной речи характе­ризуется целым рядом отличительных черт. В разговорной речи имеются специфические способы словопроизводства, специфические суффиксы и некоторые специфические дери­вационные значения. В функционировании словообразова­тельных типов, общих для обеих разновидностей литератур­ного языка, также наблюдается своеобразие.

На разговорное словообразование влияют важнейшие черты разговорной речи, прежде всего непринужденность Можно ли так сказать в непринужденной речи? Докажите пра­ вильность своего ответа. Приводим объяснение, написанное на елочной игрушке «хлопушка»., тесная связь с конситуацией и экспрессивность. Эти черты обусловливают такие особенности разговорного словооб­разования, как свобода действия словообразовательных мо­делей от строгих грамматических регламентации и власти узуса, что усиливает сферу неузуального словообразования (т. е. создание слов, не закрепленных традициями слово­употребления), делает значительной сферу экспрессивного словообразования, расширяет производство слов, создавае­мых по требованиям данного акта общения, данной коиси-туации. Свойственная разговорной речи свобода от действия ограничений разного рода обнаруживается в активности индивидуального словотворчества. Пользуясь разговорной речью, люди нередко творят слова '.

Приведем такой пример. Девушка надевает босоножки, которые громко стучат. Подруга ей говорит: Опять свои сту­калки надела!! Слово стукалки Можно ли так сказать в непринужденной речи? Докажите пра­ вильность своего ответа. Приводим объяснение, написанное на елочной игрушке «хлопушка». создано по активной дейст­вующей модели, оно понятно, удобно своей краткостью и экспрессивно. Вместе с тем это слово не относится к числу

1 Эта особенность характерна для раз! оворной речи разных языков, см., например, [I.e. 70; 2].


узуальных обычных слов. Если вы спросите, что такое сту­калка, вам ответят: предмет, который стучит, но вряд ли смогут сказать, какой именно.

В разговорной речи слова создаются не только по про­дуктивному словообразовательному типу, но и по какому-либо конкретному образцу. Например:

Я это сделала собственнопальчно/собственноперстноЦ (ср. собственноручно); Вы у нас лужепроходец[{ (ср. первопроходец, морепроходец).

Чтобы показать, как в разговорной речи возникают ок­казиональные Можно ли так сказать в непринужденной речи? Докажите пра­ вильность своего ответа. Приводим объяснение, написанное на елочной игрушке «хлопушка». слова, приведем два примера, когда говоря­щий сам объясняет историю и причину возникновения но­вых индивидуальных слов попадуй, попадуйство v Неунй* сия, Инострйния.

(Из рассказа профессора-нумизмата) ...Тогда было очень трудно с гостиницами// И Игнатий Юлианович мне говорил/ «Куда это вы поедете?! Как вы там уст­роитесь? Как вы попадете в гостиницу?!» Я говорю/ а я попаду// И потом когда я благополучно устраивал­ся/ всегда/ я устраивался... как-то благополучно/ я возвращался со всякими рассказами// (Имитирует чу­жую речь) «Ну как/ попали?» Попал// И вот после этого он меня называл попадуемН И вот это самое по-падуйство/ оно знаете действует Можно ли так сказать в непринужденной речи? Докажите пра­ вильность своего ответа. Приводим объяснение, написанное на елочной игрушке «хлопушка». до сих пор//; (Расска­зывает о музыкальном конкурсе) Ну/мне перепал один билетик// Потом мне еще одим подарили// А дальше действовало попадуйство/f

(Вечер. Трое смотрят телевизор. Разговор идет о стро­ительстве футбольных стадионов. А — студент-мате­матик, 22 года. Б — женщина, 47 лет, филолог. В — дочь Б, 22 года) А: Пытаются это/закрытое поле/ по­строить// Б: Где? А: Где-то в Неунасии/} Б: (не рас­слышав, переспрашивает) Где-где? А: В Неунаснн// (от не у нас2) Б: (понимающе) А-а//В: Он всегда так говорит// А: 11е-ет//Иногда// Обычно я говорю «В Ино-странии»//Б (вопросительный взгляд) А: Нельзя же Можно ли так сказать в непринужденной речи? Докажите пра­ вильность своего ответа. Приводим объяснение, написанное на елочной игрушке «хлопушка». в обычном разговоре говорить «за рубежом»// Или «за границей»//Как-то скучно//

Необходимо добавить, однако, что концентрация таких слов-«одноминуток», создаваемых и в целях номинации, и в целях языковой игры и шутки, в разговорной речи не столь

2 Используется тип окказионального словообразования, представлен­ный в таких словах, как страна Людмйлия, Муравьиная н т. п. (си. под­робнее [3, с. 24—25]).


велика, как это может показаться. Слова такого рода не
являются высокочастотными. Особенность разговорной ре­
чи состоит не в их большой употребительности, а в прин­
ципиальной возможности их появления в любом
тексте разговорной речи. Частота употребления таких слов
в различных текстах неодинакова, так как она зависит Можно ли так сказать в непринужденной речи? Докажите пра­ вильность своего ответа. Приводим объяснение, написанное на елочной игрушке «хлопушка». от
ситуации общения и от индивидуальных склонностей гово­
рящего. Необходимо также иметь в виду, что некоторые
слова, привычные для какого-то круга лиц, в другом коллек- ,

тиве могут восприниматься как необычные.

И, наконец, следует подчеркнуть, что кроме индивиду- «

альных («творческих») слов словообразование разговорной i

речи порождает огромное количество слов обычных, исполь­зуемых для номинации тех или иных лиц, предметов, явле­ний и не рассчитанных на какой-либо эстетический эффект.

В этой главе рассматривается суффиксальное и пре- |

фиксальное словопроизводство в непринужденной речи, »

описываются: i

— специфические способы словообразования; J

— характерные способы наименования лиц и предметов,
а также некоторые иные деривационные значения;

— синтаксическая деривация и Можно ли так сказать в непринужденной речи? Докажите пра­ вильность своего ответа. Приводим объяснение, написанное на елочной игрушке «хлопушка». близкие к ней явления; •!

— сфера экспрессивного словообразования;

— расчлененность слова. 1


documentanlmlbd.html
documentanlmsll.html
documentanlmzvt.html
documentanlnhgb.html
documentanlnoqj.html
Документ Можно ли так сказать в непринужденной речи? Докажите пра­ вильность своего ответа. Приводим объяснение, написанное на елочной игрушке «хлопушка».